20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей

История заднеязычных согласных. Изменение [гы], [кы], [хы] в [г’и], [к’и], [х’и]

Заднеязычные
согласные в русском языке долго оставались
вне соотносительности по твердости-мягкости.
Они не могли выступать перед гласными
переднего ряда, так как еще в общеславянскую
эпоху в таких сочетаниях заднеязычные
согласные подверглись палатализациям.
Лишь в заимствованных словах встречались
срочетания , например, ангелъ,
кедръ, гигантъ, китъ, хитонъ
,
в то время как в исконно русских словах
были сочетания — Кыевъ,
рукы,
ногы,
хытрыи,
сохы.

В
XII-XIII
вв. в сочетаниях начинают
изменяться и гласный и согласный: гласный
передвигается в зону переднего ряда, а
согласный смягчается. На юге этот процесс
происходил раньше, на севере — позже.

В
результате такого изменения в исконно
русских словах появляются сочетания
, в которых мягкие
заднеязычные выступают как позиционные
варианты твердых. В памятниках написания
типа Киевъ,
кисел,
гибель,
похитити
появляются лишь с XIV
в.

Смягчение
было одним из этапов
формирования соотносительности согласных
по твердости-мягкости и связано процессом
функционального сближения < и > и <
ы >, при этом выступали как
варианты твердых фонем < г, к, х >. Это
смягчение было подготовлено бытованием
в древнерусском языке заимствований
из греческого, содержавших мягкие
заднеязычные (Георгии,
Никифор,
Никита,
Яким),
и поддержано морфологической аналогией,
под воздействием которой происходило
выравнивание основ в склонении и
спряжении с устранением результатов
2-й палатализации: перед окончанием или
суффиксом с гласным переднего ряда
восстанавливался заднеязычный согласный
основы, например: нога,
муха,
ученикъ
— ноге,
мухе,
ученики
вместо нозÝ,
мусÝ,
ученици.
Или: пеку,
пеки,
пеките,
бегу,
беги,
бегите
вместо пеци,
пецÝте,
бези,
безÝте.
Как видим, обобщение основ также приводило
к появлению форм с мягкой разновидностью
заднеязычных согласных.

Однако
становление мягких заднеязычных
согласных как самостоятельных фонем
происходило уже в период развития
русского национального языка, так как
в древнерусском языке не было еще
одинаковых позиций для и , позиций, которые для остальных
твердых и вторично смягченных согласных
появились после падения редуцированных
и перехода в . Мягкие заднеязычные
встречались только перед
и (позднее ), в остальных позициях
(на конце слова, перед согласным, перед
гласными непереднего ряда) употреблялись
только твердые . Такое положение
в основном сохраняется и в современном
русском языке. Правда, в связи с притоком
заимствований (а они все же не могут
характеризовать систему языка в целом),
в русском языке мягкие стали
возможны и перед гласными непереднего
ряда , например, маникюр,
гюрза,
ликёр,
Гёте,
гяур,
Кяхта.
Ср. также единственное исключение в
спряжении русского глагола ткать:
ткёшь,
ткёт,
ткём,
ткёте
вместо тчёшь,
тчёт, тчём, тчёте
,
а также просторечное жгём,
жгёшь,
жгёт,
жгёте).
Существование подобных примеров дает
повод говорить о соотносительности
твердых и мягких заднеязычных, хотя
вопрос о фонематической роли в русском языке не решается
однозначно. В связи тем, что в литературном
языке и во многих диалектах мягкие
заднеязычные не находятся в изолированной
от гласных позиции (на конце слов),
большинство лингвистов (МФШ) не склонны
считать их самостоятельными фонемами
(ср. противоположную точку зрения А.Н.
Гвоздева). Процесс их становления
продолжается. Так, например, в некоторых
говорах мягкие заднеязычные стали
употребляться шире, чем в литературном
языке — в результате прогрессивной
ассимиляции по мягкости, например,
Пе[т’к’а],
Ва[н’к’а],
ча[j
к’у],
пало[ч’к’о]й,
О[л’г’а],
коче[р’г’у],
наве[р’х’у],
о[л’х’а].
Это явление возникло в XV
в. и теперь наблюдается в южно-, средне-
и севернорусских говорах. А так как по
аналогии заднеязычные иногда смягчаются
и после твердых согласных, например,
пал[к’а],
во[фк’а],
то можно говорить, что начинает
тяготеть к фонеме, но процесс этот не
охватывает всех заднеязычных согласных
и задерживается влиянием литературного
языка.

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на  или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и  получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Правила выполнения

Артикуляционную гимнастику проводит не только логопед на индивидуальных занятиях. Это еще делают воспитатели в садике (при условии, что эта коррекционная группа) и родители. Такой подход позволяет ускорить процесс формирования базы.

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков нужны для того чтобы:

  • выработать тонкие движения языка;
  • расслабить мышцы;
  • почувствовать позицию органов.

Важно внимательно следовать описаниям к каждому упражнению, контролировать правильное выполнение, не допускать ошибочных движений. Существуют разные схемы, которые могут помочь родителям в понимании, что и как делать

В качестве игрового момента используют стихи.

Первое правило – упражнения идут от простого к сложному. Сначала дают ребенку усвоить одно, на следующий день второе и так доводят до полного комплекта. Нельзя торопиться, так как иначе не получится добиться хорошего выполнения.

Сначала дошкольник будет выполнять долго, с трудом и небольшими ошибками. В этом нет ничего страшного, постепенно он освоится. Но нельзя давать ему расслабляться и работать как попало.

Второе правило – все выполняется перед зеркалом с хорошим освещением. Зрительный анализатор позволяет ребенку контролировать себя, формировать представление о том или ином упражнении. Тактильные ощущения формируются чуть позже, поэтому необходимо делать все с опорой на зеркало.

На начальном этапе все выполняют в медленном темпе. Дошкольник только добивается того или иного положения, не стоит торопить его.

Количество повторов динамических упражнений от 2 до 10. Статистические позы удерживают на счет до 5. Необходимо добиваться правильного выполнения.

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки должна выполняться каждый день. Иначе постановка звуков затянется на долгие года. Поэтому в интересах родителей ускорить этот процесс.

Комплекс разбивают на блоки и проводят в разное время дня. Игровой прием: картинки-символы наклеивают на большой кубик. Какая сторона выпадет, такое действие и нужно сделать.

На начальном этапе можно помочь механическим способом. Шпателем поднимают язык, массируют, удерживают в распластанном состоянии.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки и , а и – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухость и твердость/мягкость. Так, и – звуки только твердые, а и – мягкие

При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо

Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся , и , а ко второй – только , так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, и получаются парными по признаку глухость/звонкость.

Когда-то было по-другому: и были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Как произносится звук [Ч] в норме.

Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:

  • губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:

-Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).

-Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.

-Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

-Недостатки произношения звука . Среди недостатков произношения звука имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при ), замена мягким свистящим звуком , (сека — щека ), а так же произношение с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука).

Автоматизация звука [Щ] в словах со стечением согласных

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:13,

гонщик бакенщик зеленщик временщик
банщик каменщик бетонщик гарпунщик
денщик погонщик корзинщик барабанщик
женщина чеканщик шарманщик манекенщица
табунщик суконщик турбинщик телевизионщик
зачинщик загонщик сменщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:14

меховщик формовщик сверловщик
дрессировщик фасовщик плотовщик
годовщина постановщик бунтовщик
вербовщик копировщик танцовщица
часовщик циклёвщик пикировщик
продавщица кладовщик страховщик
сортировщик проектировщик поставщик
прессовщик планировщик бомбардировщик
старьёвщик ростовщик драпировщик
регулировщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:15

лепщик сцепщик прицепщик сообщение
скупщик община общение приобщение
рубщик общество гардеробщик общежитие
ямщик выдумщик паромщик приёмщик
мойщик литейщик закройщик
пайщик забойщик трамвайщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:16,

пильщик полольщик сигнальщик
стрельбище вальщик дольщик
плательщик вязальщица фехтовальщик
носильщик подпольщик крепильщик
толщина точильщик мебельщик
купальщица котельщик угольщик
хрустальщик гранильщик вышивальщица
сеяльщик паяльщик прогульщик
табельщик удильщик валяльщик
небывальщина копировальщик болельщик
рисовальщик текстильщик
лекальщик стекольщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:17,

хищник сущность мощность

борщ уборщик мусорщик
заговорщик сварщик фонарщик
прапорщик экскаваторщик морщины
натурщик притворщик

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Вспомогательные меры

Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.

Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.

Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.

При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук , например, в слове кот, так и мягкий звук , например, в слове — очки. Получаем, что звуки и образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым (, , ), либо только мягким (). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Причины

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Коррекционная работа при искажении произношения звука Ш.

Нарушения произношения шипящих звуков называются сигматизмами. Встречаются межзубный, боковой и носовой сигматизмы.

Межзубный сигматизм.

При этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная.

Возможные причины искажения звука: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.

проводятся упражнения для подъема кончика и передней части языка за верхние зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4 — 5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Постепенно учим малыша удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

После постановки звука переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Боковой сигматизм.

У ребенка боковой сигматизм, если в произносимых им словах вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук. При этом один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; язык поднят вверх и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы; спинка языка образует смычку с альвеолами, в основном ее левая или правая половина, а другая половина опущена вниз; боковые края языка также опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.

Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенку даются упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема кончика передней части спинки языка вверх, выработки воздушной струи, идущей посередине языка, отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Носовой сигматизм.

При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений у ребенка вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка (упражнение «Фокусник»); отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка — будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.

Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector