Артикуляционная гимнастика для звуков «с, з, ц»

Содержание:

Произношение и проблемы со здоровьем

Случается, что ребенок не может говорить какие-то определенные буквы (порой очень много) при таких отклонениях, как, например, фонетико-фонематическое недоразвитие, когда кроха не различает при произношении другими людьми каких-то звуков и, соответственно, не может сам их правильно произносить.

Здесь поможет специальный комплекс упражнений, подробно изложенный в этой статье.

Если у ребенка диагностирована задержка психоречевого развития, проблемы с произношением у него будут непременно

Поэтому когда самостоятельно не удается поставить какие-то звуки, важно вовремя обратиться за помощью к логопеду. Ведь при ЗПРР страдают отделы мозга, отвечающие за психоэмоциональное и речевое развитие

Корректировать их чаще всего приходится комплексно, с использованием медикаментозных средств, оказанием психологической, психиатрической и логопедической помощи. Главное не упустить момент, когда на развитие речи можно влиять.

Правильное, красивое произношение не всегда результат того, что малыш родился здоровым во всех отношениях. К современным деткам это понятие, к сожалению, относится все реже и реже. Поэтому заниматься исправлением неправильного произношения нужно обязательно. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат.

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть  “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки  “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Комплекс упражнений

Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата

Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной

Задания для губ

  1. «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.
  2. «Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет.

«Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.

Задания для языка

Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих.

  • Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд.
  • Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны.

Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка. «Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5.

Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа. Чаще всего его делают зондами, но для этого нужно получить специальное образование. Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.

Упражнения на формирование сильного выдоха

К вышеперечисленному комплексу добавляют дыхательную гимнастику. Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка.

  • «Кто забьет быстрее гол?». Для его выполнения понадобятся два небольших кусочка ватки и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося таким образом звук Ф, ему нужно задуть ватку в ворота.
  • Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.

Для тренировки силы и длительности выдоха можно использовать мыльные пузыри. Вдох нужно делать носом, а выдох – ртом, тогда это задание будет выполнено правильно, и выдох получится плавным и длительным. Можно предложить малышу дуть на капельки краски через трубочку – это не только эффективное, но и интересное занятие.

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка”

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка”

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик”

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

  • парасигматизм;
  • сигматизм.

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

  1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
  2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
  3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

Чище, точнее, свободнее

Теперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы.

Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.

Произносить поочередно и , при этом малыш должен потрогать горло взрослого, чтобы ощутить наличие вибрации при воспроизведении и ее отсутствие для
Также нужно обратить его внимание на то, какое положение занимают верхняя и нижняя губа.
Если у ребенка получается произносить , то звонкий парный можно поставить от него, просто объяснив ребенку, что при выдохе добавляется голос: – голосок спит, горлышко не вибрирует, – голосок просыпается, у горлышка можно ощутить, как он с силой выходит, создавая звонкий . Для наглядности сначала взрослый произносит звук сам, давая малышу ручкой ощутить вибрацию горла.
Если с тоже пока проблема, его можно поставить следующим образом
Пусть малыш слегка прикусит верхними зубками свою нижнюю губу и начинает выдох, поднеся ладошку ко рту снизу. Он должен почувствовать, как воздух выходит на ладонь, а также «обдувает» верхние зубы и нижнюю губу

Когда ребенок услышит свой , важно объяснить ему, что теперь губку закусывать не нужно: достаточно просто прикасаться к ней зубками посередине. А при произношении губки сильно не напрягать: на этих звуках они «отдыхают».
Согласный можно поставить от гласного

Как ни парадоксально это звучит, но их артикуляция максимально приближена. Поэтому когда малыш произносит «у-у-у», достаточно лишь немного приподнять пальцем его нижнюю губу, приближая ее к верхним резцам: получится сам собой.

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»

Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:

Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем)

Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С»

Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен

Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

«Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.

«Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.

«Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.

«Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.

«Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.

«Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад

Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.

«Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы

Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.

Варианты постановки фонемы С

Есть способы постановки, основанные на артикуляционных заданиях.

  • Человек улыбается, зубы сомкнуты. Он делает выдох так, чтобы воздушная струя проходила по центральной части языка. В результате получится свистящий звук.
  • В основе находится широкий язык. На его кончик помещают ватную палочку. Нужно аккуратно прикусить ватную палочку (язык находится за зубами) и сделать выдох. Получается звук С.

На этапе закрепления фонемы артикуляционную гимнастику также включают в занятия. Благодаря этому правильное положение быстрее закрепляется в речи. Все вышеперечисленные упражнения выполняют перед отработкой звукопроизношения. В начале этапа автоматизации логопед проговаривает артикуляцию, чтобы ребенок быстрее освоил нужный уклад.

Причины сложности в произношении свистящих

Свистящими звуками в логопедии называют звуки, образованные при прохождении потока воздуха через щель между передними зубами и кончиком языка, — это , , , и . Губы при этом не должны касаться зубов, они полуоткрыты или слегка растянуты в улыбку. Похожим образом получаются шипящие звуки и , при этом меняется только положение языка. О постановке и автоматизации этих звуков читайте здесь и здесь. Получится звук глухим (, , ) или звонким (, ) зависит исключительно от участия голоса.

Роль языка и зубов обусловливает ряд возможных проблем с выговариванием свистящих:

  • ограниченная подвижность языка, парез;
  • нарушения в строении зубов, неправильный прикус;
  • индивидуальные особенности губ.

В зависимости от фактора, препятствующего образованию правильных звуков, различают следующие разновидности сигматизма:

  • межзубный — кончик языка слишком сильно просовывается вперед, закрывая щель между верхними и нижними зубами;
  • призубный — язык упирается в верхние резцы, в результате чего звук может заменяться на , а , соответственно, на ;
  • губно-зубный — нижняя губа касается зубов;
  • боковой — наблюдается при одностороннем или двустороннем парезе языка;
  • шипящий — кончик языка не касается зубов, а отодвинут вниз, воздух проходит между небом и выгнутой спинкой языка, образуя шипящий звук.

Нельзя исключать и психологический фактор: нарушение речи может быть вызвано сильным стрессом. В этом случае малышу понадобится помощь не только логопеда, но и психолога.

Когда речь идет о детях в возрасте 3-5 лет, подобный дефект можно рассматривать как физиологическую норму. Вероятность того, что ребенок сам, без дополнительных артикуляционных упражнений справится с подобными нарушениями, довольно высока. Но если этого не произошло до 5-6 лет, желательно записаться на консультацию к логопеду или начать заниматься дома. В этом возрасте ребенок уже может контролировать движения мышц губ и языка, а его молочные зубы пока не начали выпадать.

Если не удалось исправить шепелявость в детстве, впоследствии сделать это будет гораздо труднее.

Тренировка артикуляции

Цель артикуляционных упражнений для звука – сделать более подвижными и послушными губы, научить язык принимать разные формы и менять положение. Также малыш должен правильно подавать воздух на выдохе.

В комплекс артикуляционной гимнастики входят различные упражнения, позволяющие добиться нужного результата.

«Заборчик». Ребенок улыбается, показывая сомкнутые зубы. Положение удерживается от 5 до 10 секунд.

«Трубочка». Из предыдущего положения малыш округляет губы, вытягивая их вперед, имитируя произношение звука . Постепенно время выполнения упражнения доводят до 10 секунд. Повторить нужно несколько раз.
Чередование «Заборчика» и «Трубочки».

«Открытый заборчик». Выполняя упражнение «Заборчик», малыш приоткрывает рот, располагает язык снизу, прижимая к нижней челюсти. Кончик языка при этом должен упереться в нижние зубы. Затем рот нужно закрыть. Повторяют упражнение около 10 раз. Следят, чтобы язык был прижат.

«Мягкий блинчик». Малыш улыбается, распластав спокойный широкий, неподвижный язычок по всей нижней губе. При этом язык должен касаться уголков рта, не прикрывая верхние зубы. Такое положение надо удерживать примерно 10–15 секунд.

«Массаж язычка». Малыш приоткрывает ротик, язык «отдыхает», лежа на нижней губе. Шлепая по нему губами, он должен многократно издавать звук «пя», а затем надо слегка покусать язычок зубками (звук «тя»).

«Остужаем горячий блинчик». Ребенок дует на «блинчик» («остужает»), произнося «Ф», не надувая щек

Важно следить, чтобы получался именно звук .

«Чистим зубки». Для этого упражнения нужно улыбнуться, приоткрывая ротик

Кончиком языка при этом надо спокойно двигаться, «чистя» нижние зубы сначала изнутри вправо-влево, затем снаружи. Челюсть остается неподвижной.

«Трубочка из языка». Свернуть язык в трубочку. Повторить несколько раз.

«Горка». Малышу, приоткрыв рот, надо упереться напряженным кончиком языка в нижние зубы. При этом приподнимается спинка языка, а бока должны быть прижаты к верхним зубам. В таком положении необходимо задержаться до 15 секунд. После этого дошкольник покусывает спинку языка, а в завершение «съезжает» зубами вниз по «горке» (языку). Делают несколько повторений.

«Волшебная палочка». Ребенок должен открыть ротик, улыбаясь. Кончик языка напрягается, упираясь в нижние зубки. Теперь по центру языка взрослый кладет спичку (можно взять тонкую счетную палочку). Ребенок смыкает зубки, при этом сильно выдувает воздух («С»). Повторять нужно с палочкой и без.

Такие упражнения можно проделывать как с логопедом, так и дома, обязательно используя зеркало. Выполняют их непременно в форме игры: язычок превращается в горку, в щеточку для чистки зубов, в блинчик. Можно подобрать или сочинить к каждому упражнению забавные стихи и проговаривать их, «комментируя» выполнение упражнения, чтобы ребенку было интереснее.

Причины нарушения произношения свистящих звуков

Проблемы с артикуляцией возникают по многим причинам. В большинстве случаев они носят временный характер и подлежат коррекции специалиста. Иногда проблема с речевой функцией является одним из признаков тяжелой патологии. При этом работа с логопедом — важный шаг к адаптации в социальной среде. Можно назвать следующие факторы, приводящие к нарушению произношения:

  1. Патология внутриутробного периода.
  2. Повреждения нервной системы во время родов.
  3. Инфекционные заболевания с поражением головного мозга, особенно у детей до года.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Плохие социально-бытовые условия.
  6. Наследственная предрасположенность.
  7. Аномалии развития челюстно-лицевого аппарата.
  8. Черепно-мозговые травмы.
  9. Снижение слуха, которое приводит к нарушению речи.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка)

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания

Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.

Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.

Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.

Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.

Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.

Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.

Постановка от других звуков

Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector