8 мифов и фактов о домашнем обучении
Содержание:
- Приучите ребёнка к самостоятельности
- Мой личный опыт семейного обучения
- 📕 Переход на семейную форму обучения
- Сложности семейного обучения
- Как работает семейное образование и сколько это стоит
- Миф 4. Хоумскулеры находятся в «тепличных условиях» и совершенно не подготовлены к жизни
- Социализация
- История вопроса
- Как правильно организовать хоумскулинг
- Все началось с садика
- Мнение родителей
- Придётся адаптироваться к современным реалиям
- Ценности — от родителей
- 👨👩👧👦 Насколько развито семейное обучение в России
- Аттестация обязательна
- Не хватает социализации — или общения?
Приучите ребёнка к самостоятельности
Важно организовать учёбу так, чтобы ребёнка не приходилось постоянно контролировать. Главенствующим здесь является режим
Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит подростка от скуки и лени.
Конечно, приучать к дисциплине лучше с самого детства. По мере взросления степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7 классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8 классу они практически полностью учатся самостоятельно.
Не забывайте показывать пример. Дисциплинированный и ответственный родитель — показатель того, как нужно учиться.
Мой личный опыт семейного обучения
Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся развить эти особенности. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.
У нее отлично получается фотографировать, и она уже ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.
Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.
При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.
И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?
Моя средняя дочь — очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь — личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.
И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).
А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.
Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.
Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным.
А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются и возвращают ребенка в школу.
Наша задача как родителей — думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем (поступить в какой-нибудь вуз), а о долгосрочной перспективе: кем будет работать ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и реализованной личностью?
📕 Переход на семейную форму обучения
На основании форму обучения всегда выбирают родители, опираясь на мнение ребенка. Для перевода на семейное обучение родителям не нужно педагогического образования, никакие документы у них запрашивать не вправе.
Семейное образование гарантирует определенную свободу при выборе формата обучения: кто-то из родителей самостоятельно преподает детям, другие делегируют данную обязанность профессионалам.
Российские родители мотивируют свое желание перевести ребенка на семейное образование стремлением:
- Сохранить здоровье ребенка.
- Дать ему традиционное или религиозное воспитание.
- Повысить уровень знаний.
- Оградить от возможного дурного влияния и создать благоприятную психологическую обстановку.
- Совместить профессиональное дополнительное образование и школьное обучение.
- Попробовать себя в роли педагогов.
Но главная причина перехода – низкое, по мнению родителей, качество образования, которое детям дают в школе. Родители не обязаны объяснять причины перехода на семейное образование.
С учетом вышеупомянутого нормативного акта родителям гарантировано право давать детям семейное образование всех трех уровней:
- начальное общее;
- основное общее;
- среднее общее.
Переход на семейное обучение допустим, даже если ребенок еще фактически не посещал школу, то есть перед его поступлением в первый класс. Для этого нужно уведомить департамент образования о своем желании обучать ребенка в семье и прикрепиться к школе для аттестаций.
Как и куда обращаться
Первое, что необходимо сделать для перехода на семейное обучение – уведомить органы управления образования либо местный профильный департамент по адресу проживания о принятом решении. Просто так уйти из школы без уведомления нельзя: это может быть расценено, как ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей и грозит привлечением родителей к административной ответственности.
Отправить уведомление можно как перед началом обучения, так и в середине года. На обработку заявления может уйти от недели до месяца
Важно учесть региональную специфику: в ряде субъектов уведомления принимаются только в определенное время. Отправить уведомление можно несколькими способами:
- Лично. Заявление на прохождение семейного обучения формируется в двух экземплярах, один из них с отметкой о принятии забирает себе родитель.
- Почтой заказным письмом с описью вложения.
- Дистанционно – если у органа управления есть электронная приемная или кабинет на Госуслугах.
Необходимые документы
Для перехода на семейное образование нужно подготовить следующие документы:
- Уведомление для управления образования о переходе на семейный формат обучения.
- Паспорт.
- Свидетельство о рождении ребенка.
Права учеников
Ребенок при переходе на семейное обучение наделен следующими правами:
- Его мнение при переходе на семейный формат – учитывается обязательно.
- Он может сочетать несколько форм образования: изучать математику в школе, а русский язык – на семейном обучении.
- Он может выбрать школу для прохождения проверочных аттестаций.
- Он вправе получать бесплатные учебники.
- Он сохраняет право на пользование школьной и городской библиотекой на бесплатной основе (на основании ).
- Он может получать от школы бесплатную методическую и консультативную помощь.
Предоставление учебников школой
В подчеркивается, что обучающимся по основным общеобразовательным программам бесплатно предоставляются учебники, учебные пособия и методические материалы за бюджетные деньги.
Если родители предпочитают покупать учебную литературу самостоятельно, то у учителей стоит уточнить, по каким учебникам занимаются дети, кто автор книг, чтобы понимать, чего следует ожидать на аттестации.
Что положено школьникам по новому закону в 2020 году
Читать
Как получить компьютер ученику из малообеспеченной семьи
Подробнее
Запрещена ли торговля в школе
Смотреть
Сложности семейного обучения
Неприятие окружающих
Самая большая сложность — это ваше окружение. Все, буквально все, будут ужасаться, переспрашивать, смотреть на вас как на больных, уговаривать вас одуматься или прямо называть вас идиотами и недальновидными людьми. Причем ВСЕ — это родственники, друзья, соседи, родители друзей вашего ребенка и случайные зрители.
Даже наши родители, которые давно не вмешиваются в нашу жизнь и вообще очень тактичные люди, и то аккуратно дали нам понять, что мы не правы. Поэтому если вы решили перевести своего ребенка на семейное обучение, будьте готовы к сопротивлению всего мира вокруг.
Организация обучения
Какие еще сложности? Они есть. Не всех детей можно организовать. Хотя наверное правильнее будет сказать — не все родители могут организовать своего ребенка. Это нормально. Не каждый взрослый себя может организовать сам — большинству нужны начальники, волшебные пенделя, тренера и коучи. Что уж говорить о детях.
Отсутствие общения
Бытует мнение, что ребенок на семейном обучении становится асоциальным. Вообще, мне не понятны рассуждения о том, что дети, которые не ходят в школу, не умеют общаться со сверстниками, и у них нет социализации. Откуда вообще это взялось?
В школе дети сидят на уроках. Вы помните наши уроки? Они такие же и остались у наших детей — надо сидеть тихо и слушать учителя. Какая дискуссия, какое общение, вы о чем? Перемены? Они по 10 минут, во время которых надо еще в туалет успеть заскочить. А большая перемена сделана для того, чтобы успеть быстро проглотить еду в школьной столовке и вернуться в класс.
4-5 переменок — это около часа в совокупности. О каком общении может идти речь? Во дворе дети общаются, в кружках по интересам, общаются, когда ходят в гости друг к другу. Да мало ли где можно пообщаться. И школа для общения не так уж и нужна.
Отсутствие времени у родителей
Второе, что всегда говорят противники семейного обучения — где найти столько времени родителям? Считается почему-то , что родители вместо учителей должны взять указку в руки и проводить все уроки самостоятельно. Чушь! Самостоятельный ребенок вполне способен сам прочитать материал в учебниках, прослушать по ютуб или по скайпу объяснения по материалу и сделать практические задания.
Да, кое-где нужно ребенку помочь. Но разве вы не помогаете своему ребенку, который учится в обычной школе? Не проверяете уроки каждый день, не сидите с ним над задачками или английским, не выслушиваете, как он выучил стихотворение? Подавляющее большинство родителей влезает в эту систему с первого класса и так и тянет до ЕГЭ.
Как ни удивительно, если ребенок на семейном обучении, родители тратят время на его учебу гораздо меньше, чем при обычной системе.
Как работает семейное образование и сколько это стоит
Ребёнок, который находится на СО, должен освоить школьную программу в требуемом Министерством образования объёме. Вот какими способами могут пользоваться родители.
1. Учить детей в интернет-школе
Это школы, занятия в которых проходят по скайпу или на похожих платформах. Составляется учебное расписание, утверждается план занятий, есть классы, кураторы, школьные чаты, домашние задания, тесты — в общем, всё как в обычной школе, только дистанционно. Школьникам понадобится рабочее место, компьютер, микрофон.
2. Нанимать репетиторов по каждому предмету
Например, в Фоксфорде стоимость одного занятия — 999 ₽. На других ресурсах можно найти репетиторов как дороже, так и дешевле. Стоимость зависит от опыта, стажа, результатов учеников и других критериев.
На сайте Тьютор-онлайн стоимость урока — от 390 ₽ за час. Есть репетиторы, чьи услуги стоят от 7000 ₽ в час.
Не все родители могут платить столько денег за одного репетитора — предметов ведь несколько. Скажем, для ученика пятого класса их потребуется семь: по русскому языку, литературе, математике, истории, биологии, географии и иностранному языку. Поэтому некоторые специалисты делают свои услуги доступнее. Например, ведут онлайн-курсы для небольших групп и готовят к ЕГЭ, ОГЭ. Такой курс в небольшой группе может стоить в среднем 2000 ₽ в месяц при занятиях раз в неделю.
Можно немного сэкономить, если нанять одного репетитора по нескольким предметам, но такое бывает редко.
3. Объединить детей на СО в своём городе в классы и заниматься офлайн
Семейные классы — это почти те же школы, только группы детей небольшие. Например, можно найти репетиторов по всем предметам и создать группу из 10–15 детей. Стоимость такого класса — 7000–18 000 ₽ в месяц плюс дополнительные занятия по желанию родителей. Если классы далеко от дома, то ещё прибавляем траты на проезд и питание. Чтобы сэкономить на оплате услуг, организаторы таких классов договариваются об аренде помещения с библиотеками, музыкальными школами, бизнес-центрами.
Обычно семейные классы практикуются в начальной школе. Потом родители выбирают другие методы, ищут дистанционных помощников.
4. Лично объяснять ребёнку школьную программу
Пока ребёнок учится в начальной школе, делать это проще. Изучать сложение не обязательно за учебным столом: можно выложить на кухонном столе конфеты и считать их. Занятия окружающим миром заменят прогулки в парках и беседы о животных, познавательные мультфильмы. Детей постарше можно водить в музеи, показывать им видеолекции, ставить вместе физические и химические опыты.
Но хаотично заниматься не получится — нужна программа. Можно взять обычную школьную программу, купить методичку учителя, учебники и заниматься по ним или купить, например, в онлайн-школе «Алгоритм» учебные материалы на год, зачётные задания и консультации учителей за 9000 ₽.
Вот требования к окончанию курса биологии для 5–9 классов
С одной стороны, можно сэкономить на репетиторах, если преподавать школьную программу самостоятельно. Но чтобы учиться было интереснее, иногда родители тратят деньги на наборы для опытов, водят детей на разовые мастер-классы или отдают на спортивные, танцевальные кружки. Один набор для опытов стоит 300–700 ₽, месяц занятия рисованием или танцами обойдётся в 3000–5000₽.
Миф 4. Хоумскулеры находятся в «тепличных условиях» и совершенно не подготовлены к жизни
Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор. Мол, так ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.
Тёмной стороной школьной социализации является буллинг.
По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка “это не касается”, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».
Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители «семейников» стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.
<<Реальный опыт семейного обучения>>
Социализация
Нехватка общения — один из популярных мифов о семейном обучении. Многие родители поначалу переживают, что ребёнок окажется изолирован от мира. Это не так. Хоумскулинг не подразумевает необходимость запереть школьника в четырёх стенах.
Но если ребёнок — экстраверт, то учёба в индивидуальном формате может оказаться непривычной.
Вот несколько идей для компенсации дефицита общения:
- родственники и друзья семьи;
- детские площадки;
- развлечения (парки аттракционов, катки, кино, боулинг, торговые центры и так далее);
- спортивные секции, кружки;
- встречи хоумскулеров: родители семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей;
- детские лагеря: спортивные, оздоровительные и образовательные.
История вопроса
Семейное образование – форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. В России образование детей вне школы разрешено с 1993 года. И несмотря на то, что подавляющее большинство родителей (75%) пока предпочитают классическую школьную систему образования, для 18% респондентов вопросы обучения своих детей в домашних условиях оказались актуальными (оставшиеся 7% затрудняются ответить).
Какие варианты образовательного процесса исторически включает в себя семейное образование и какие из них выбирают современные родители?
Традиционное семейное образование или хоумскулинг – школьная программа осваивается дома под контролем родителей. При необходимости возможно привлечение репетиторов.
Анскулинг предполагает отказ от какой-либо программы и системы обучения вообще. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме.
Нонскулинг – радикальное направление анскулинга, при котором родители дают своим детям свободу изучать то, что им интересно. Дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать.
Эклектический подход – смешивание в образовательной деятельности разных подходов. Он сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития.
Тематические занятия – подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин. Такой способ организации может легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на объекте, интересном ему.
Альтернативные школы – различные методики обучения, например, школы Монтессори, Вальдорфская педагогика, Метод Шарлотты Мейсон и другие.
Проанализированный материал из открытых источников и специальное анкетирование позволяют говорить, что 79% родителей, отказывающихся от классической школы, выбирают для своих детей традиционный метод надомного обучения. 14,8% – привлекают репетиторов. 6,2% детей учатся в альтернативной школе.
Как правильно организовать хоумскулинг
Поговорим о тех родителях, которые успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.
Образовательная программа — обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. Поэтому к школе нужно отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей.
Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать с ним в конфликт.
Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором. Кому-то повезёт: ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.
При эффективном подходе к изучению обязательной программы на основную учебу в день уходит всего пара часов. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.
Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно — очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.
Все началось с садика
«Я, конечно, люблю учиться, школу, люблю 1 сентября, но для себя решила, что с младшим сыном будет другой опыт. Мы пойдем по пути семейного образования. И да, мне немного грустно, что у него не будет линейки, но я хочу быть на все 100% ответственной за качество его знаний, за выбор учителей и программ. А для общения и дружбы у нас есть кружки и улица в деревне», — написала у себя на страничке в соцсети тюменка Наталья Бровина.
Девушка следует принципу, что родитель на 100% ответственен за развитие, воспитание, уровень знаний своего ребенка, поэтому строго контролирует всю информацию, которую узнает 6-летний Миша, будущий первоклассник. Если это книги, то они просмотрены мамой, если мультфильмы, то только те, из которых можно узнать новое, например, «Фиксики» или «Малышарики». Ради сына Наталья даже закончила курсы по преподаванию ментальной математики.
«Мы дома за день успеваем и книги почитать, и макарошки поперебирать, повыстригать, поклеить, поразукрашивать, поиграть в трансформируемые игрушки, читаем, — рассказывает Наталья. — А в садик когда пошли, там за весь день детки только разукрасили один рисунок. Когда я забирала сына, а ему было около двух лет, он спросил: «Мама, а это что, такой садик? Я не хочу сюда больше ходить».
Статья по теме
Некитайская грамота. Зачем тюменцы изучают язык Поднебесной
А после у ребенка на фоне психосоматики начались серьезные проблемы со здоровьем. Мама разговаривала, убеждала, что в детский сад ходить нужно, общаться с детьми, узнавать новое, но Миша все хандрил и недомогал. И тогда-то у Натальи и родилось волевое решение — хватит мучить ребенка, никаких больше садиков, я сама буду развивать его. И сейчас, когда Мише уже 6 лет, можно сказать, что его мама справилась на отлично, ведь ребенок бегло читает, выполняет простые математические действия в пределах сотни, заканчивает курс ментальной математики, красиво пишет, этому способствовали занятия каллиграфией, знает сложные слова и термины из разных сфер, отлично рисует, занимается спортом, обожает лего и игрушки, которые можно траснформировать, собирать, каждый день делать что-то новое и интересное из них.
«Что касается садика и школы, есть еще один отрицательный момент — негативное влияние сверстников в том смысле, что они приносят друг другу даже ту информацию, от которой ограждают некоторых детей родители. Здесь я контролировать то, что слышит и видит мой ребенок, уже не могу, — поясняет Наталья. — Вот, например, какое чувство прекрасного могут привить современные куклы LoL? По-моему, абсолютно никакого».
Поэтому решение воспользоваться правом на семейное образование в следующем учебном году было не спонтанным, а взвешенным и обдуманным.
Мнение родителей
Сложились разные мнения по поводу семейного обучения у разных участников образовательной деятельности. В исследовании была поставлена задача выявить отношение родителей к образованию в школе и дома, временные затраты родителей на семейное образование, отношение к участию репетиторов в процедуре обучения, проблемы социализации детей и другие вопросы.
Как уже было сказано ранее, 75% участников опроса пока предпочитают классическую школьную систему образования.
Похожими оказались и результаты ответов на вопрос: «Смогли бы вы самостоятельно обучать своих детей дома?». Подавляющее большинство родителей (74%) отметили, что самим обучать детей дома очень сложно и самостоятельно они этого сделать не смогут. Лишь 19% родителей выразили готовность лично организовать образовательный процесс своего ребенка.
В рамках исследования важно было понять степень осведомленности родителей о специальных методах обучения. Большинство родителей-хоумскулеров (82,1%) знают о методах обучения детей с помощью различных тематических разработок по разным предметам
Ответы на вопрос: «Привлекаете/привлекли бы вы репетиторов для домашнего обучения ребенка?» позволили сделать вывод о том, что хоумскулерам репетиторы необходимы, т.к. родители сами не могут обучать своих детей по всем учебным дисциплинам.
Родители, чьи дети учатся в школе, и хоумскулеры (55,3% и 35,7%, соответственно) отмечают, что только школа способна качественно подготовить учащегося к поступлению в вуз. При этом треть родителей из классической школы (36,6%) и 60,7% «семейников» не отдают первенство школе в системе подготовки к вузу.
Ответы родителей, предпочитающих классическое школьное образование, на вопрос: «Считаете ли вы, что пребывание ребенка в школе учит его общению с людьми?» оказались почти единогласными: 99,2% участников ответили положительно. При этом более половины родителей (57,1%), признающих ценность семейного образования, придерживаются мнения, что школа в большей степени способствует успешной социализации детей и подростков, 42,9% опрошенных ответили, что школа не учит ребенка общению с людьми.
Придётся адаптироваться к современным реалиям
Скорее всего, не получится преподавать так, как преподавали во времена вашей учёбы. Многие методики уже устарели — недостаточно просто прочитать и пересказать параграф, чтобы усвоить информацию.
Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация. Это стоит учитывать в преподавании — современным школьникам и подросткам с клиповым мышлением нужен интерактив, а не зубрёжка советских учебников. Родителям, которые хотят учить ребёнка самостоятельно, придётся перестраиваться и отходить от привычных шаблонов.
Ценности — от родителей
А теперь посмотрим на этот вопрос более глобально: что представляет собой социализация и почему возникает вопрос о ее невозможности при семейном образовании?
В словаре понятие «социализация» определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». Я склонна считать, что могу передать ребенку ценности, принятые в нашей семье и в нашем обществе, не хуже, чем это сделают педагоги в школе.
Известный французский социолог Эмиль Дюркгейм определяет социализацию как «очеловечивание» под влиянием воспитания, как «воздействие поколения взрослых на поколение молодых». Слово «очеловечивание» несколько режет слух, но само определение мне лично очень нравится. Влияние воспитания взрослых, а не детей друг на друга.
То есть вы взрослый человек, значит, можете сами социализировать своего ребенка. Можете сами воздействовать на него, давать знания и обучать навыкам, а самое главное — прививать нормы и ценности. Кто сказал, что перенимать ценности можно только в школе?
👨👩👧👦 Насколько развито семейное обучение в России
Согласно исследованию Ассоциации развития семейного образования, на домашнем обучении находятся более 20 тыс. детей (0,13% общего количества школьников). А общая численность детей, которые не задействованы в традиционной системе школьного образования, составляет около 100 тыс. человек.
Пока семейное образование находится в начальной стадии, но постепенно развивается: появляются интернет-ресурсы для домашнего образования, открываются центры семейного образования (родители могут посещать их несколько раз в неделю).
Пока у термина «семейное образование» сохраняется негативный информационный фон: его чаще упоминают в контексте проблем родителей с директорами школ при желании перевести детей на обучение в семье, в судебных спорах при получении компенсации и пр.
Можно полагать, что популярность семейного образования будет расти, особенно при условии создания законодательных стимулов для этого со стороны государства.
Аттестация обязательна
«Я не могу с уверенностью сказать, что все 11 лет мы будем на семейном образовании, — говорит Наталья, — пока мы пробуем, смотрим, что из этого получится, смогу ли я, сможет ли Миша. Уже по итогам полугода/года будем решать, продолжать или нет».
Итоги эти будут видны в первую очередь на аттестациях, которые должен проходить каждый ребенок, находящийся на семейном образовании.
Сдавать аттестацию два раза в год должен каждый обучающийся на дому Фото: pixabay.com
Как сообщили в областном департаменте образования, промежуточная аттестация обязательна, т.к. ее результаты показывают уровень и качество прохождения образовательной программы, а итоги являются основанием для перевода из класса в класс. Порядок, формы и периодичность прохождения аттестации прописаны в документах каждой школы. При этом родители могут согласовать с руководством школы индивидуальные сроки прохождения проверки знаний и возможность ускоренного обучения в пределах осваиваемой образовательной программы, а также участия во всероссийских проверочных работах, олимпиадах вместе с обучающимися соответствующего класса.
«Умение выслушать и объяснить». Заслуженный учитель РФ об отношении к детям
Подробнее
Если результаты проверки будут неудовлетворительными по одному или нескольким учебным предметам, или ребенок не пройдет аттестацию в установленный срок, то, при отсутствии уважительных причин, это становится академической задолженностью, которую необходимо закрыть. Иначе ребенку придется продолжить обучение в стенах школы.
Наталья, которая уже сейчас продумывает, как будет строить обучение, где брать информацию, как задействовать все области знаний, очень много читает на данную тему и общается с родителями, имевшими опыт семейного образования.
По словам девушки, в интернете есть несколько хороших ресурсов, где собраны видеоуроки по всем образовательным программам с 1 по 11 класс. Даже если знаний родителей не хватает или ребенок не понял какую-либо тему, можно воспользоваться этими уроками в Сети. Также во всемирной паутине можно найти группы, где общаются родители, делятся секретами, дают совет, где можно пообщаться с экспертами.
Не хватает социализации — или общения?
Мне почему-то кажется, что люди, пугающие хоумскулеров отсутствием социализации, попросту путают ее с коммуникацией, подразумевая, что ребенку будет не хватать общения. Что я могу на это ответить? Мой сын в девять лет, когда только ушел из школы, занимался шахматами (три раза в неделю по два часа), фехтованием (опять же три раза в неделю по часу), французским с носителем языка и учился в музыкальной школе (дважды в неделю по несколько часов). А в перерывах гулял, ходил в гости, звал друзей к нам домой, навещал свою первую учительницу и даже воспитателя в детском саду.
Сейчас, спустя несколько лет, интересы изменились: школьные друзья отошли на второй план, общение с ними стало неинтересным, секции и занятия сменились другими (но объем остался почти тем же). А вот прогулки и гости сохранились в его постоянном расписании. И у меня до сих пор не возникает мысли о том, что человеку не хватает общения.
Ребенок-хоумскулер получает знания и умения, которые ему пригодятся в жизни, абсолютно из разных мест.
- Семья.
- Библиотеки (современные библиотеки, детские в том числе, очень атмосферны; теперь это не только место, где можно взять книги, — здесь можно часами сидеть и читать, заводить новые знакомства, посещать мастер-классы и кружки, играть в настольные игры и т.д.).
- Кружки и секции. Если речь идет именно о социализации, есть смысл поискать такие секции, в которых дети не уходят после занятия домой, а имеют возможность общаться, делиться впечатлениями, учиться у старших и учить тех, кто младше или только присоединился.
- Площадка во дворе, в парке, на стадионе. Хотя все чаще приходится слышать от родителей, что дворы пустуют, а дети проводят время дома с гаджетами, я говорю сыну: «Выходи гулять, компания обязательно найдется!». Так и получается. Вспомните себя в детстве: нам не нужно было кого-то дожидаться, мы выходили на улицу и без друзей не возвращались.
- Работа родителей. Если у вас есть возможность, приобщайте подросшего ребенка к рабочим делам, объясняйте, как и что вы делаете, рассказывайте о сути процессов. Такие навыки никогда не бывают лишними и так или иначе пригодятся во взрослой жизни.
- Гости.
- Спортивные и летние загородные лагеря.
- Парки отдыха, роллердромы, бассейны, стадионы, катки и т.п.
Это лишь примерный список, который вы при желании можете расширить. В каждом из этих мест ребенок будет социализироваться и учиться общению с детьми разных возрастов, из разных семей и, возможно, социальных слоев.
И еще немного подтверждения моим словам. На этот раз — из выступления Алексея Семенычева, который основал Ассоциацию развития семейного образования:
«Крупные города дают детям множество возможностей развития, которые не может дать школа: кружки, занятия в библиотеках, музеях, при этом часть из них бесплатна. И уровень того, что дается в этих кружках, вполне сопоставим с уровнем школы. Но есть один значимый плюс: отсутствие стресса. Оценок нет, преподаватели совершенно другие, коллектив детей другой. Они даже думают по-другому!
Когда вы приводите ребенка на дополнительные занятия по математике, там будут дети, которые тоже интересуются математикой, и адекватные родители, которые тоже стараются водить ребенка куда-то еще, кроме школы, чтобы он развивался. Это просто другая тусовка!
Учась в школе, дети завязывают отношения с одноклассниками. Но ведь никто не обязан общаться с людьми, с которыми связан только двумя факторами — географическим положением и одинаковым возрастом?»