2 месяца. второй скачок развития ребенка: познание своего тела
Содержание:
- Что происходит с ребенком?
- Чем можно помочь крохе
- Скачки развития ребенка после года
- Почему скачки роста называют кризисами?
- Как помочь ребенку пережить скачки развития
- Физиологическое развитие детей до года
- Таблица скачков роста у грудничков
- Кризис ребенка в 2 года
- Почему показатель роста — это важно?
- Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы
- Скорость набора ценных килограммов и сантиметров
Что происходит с ребенком?
Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.
Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей
На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней
Как узнать о новой фазе?
Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.
Первые изменения и их количество
Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.
Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.
Это не обойдет стороной ни одного ребенка
Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы — это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.
Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.
Окончание кризисного состояния
Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.
Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности — маме. Именно так и ведут себя малыши.
Новые способности — новые возможности
Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.
Помощь в учении принимается
Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.
Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок
Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил. Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее
Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.
Чем можно помочь крохе
Детскому организму в период активного развития может помочь грамотно составленный список занятий, которые организует мама:
- Увлекательные игры помогут малышу отвлечься от приключившейся неудачи. Мама может активнее проводить обучение ребенка цветам, формам или звукам, в зависимости от его возрастных особенностей.
- Помощь в совершении трюков добавит малышу уверенности. Если мама будет придерживать за руку или подталкивать, когда это необходимо, обеспечивая успешное завершение трюка, у грудничка не будет поводов для расстройства.
- Ежедневная гимнастика, направленная на тренировку мышечного скелета, поможет снять физическую боль, возникающую из-за стремительного роста костей и тканей. Отличным вариантом педиатры считают занятия на фитболе.
- Своевременный отдых – это то, чем должна заканчиваться каждая тренировка.
Занятия на фитболе
Дети до года устают уже через 10 минут после начала занятий. Поэтому необходимо делать перерывы каждые 5 минут, если занятие не очень заинтересовало малыша, и через каждые 10 минут, если игра увлекла младенца.
Скачки развития ребенка после года
65 неделя — мир принципов
В 14-15 месяцев малыш учится думать о разных способах достижения своих целей и о последствиях его решений. Для получения желаемого он начинает повторять за другими, капризничать и ныть. Вы можете заметить, что кроха иногда становится агрессивным, когда пробует уговорить взрослых делать то, что ему нужно.
Признаки скачка роста будут аналогичными, как и в прошлый раз:
- Частая смена настроения, истерики
- Ребенка тяжело переключить с негативных эмоций
- Ревность к маме, не отпускает ее
- Переменчивый аппетит
- Тревожный сон
Сон
В этот период сон может пострадать из-за появления проблем с дисциплиной. Ребенок пробует вести себя в отношении сна так, чтобы получить желаемое: «Я хочу бодрствовать дольше — буду протестовать во время укладывания», «Хочу, чтобы мама была ночью рядом, — стану кричать, выбираться из кроватки или плакать.»
Обратите внимание: как только малыш увидит, что взрослые подкрепляют такое поведение, оно войдет у него в привычку. Поэтому ваша цель сейчас — установить четкие правила в отношении сна
75 неделя — мир систем
Во время этого скачка роста, который происходит около 17 месяцев, ваш ребенок усваивает такое понятие, как «система». Например, что его семья отличается от семьи друга, его машинки не такие, как у другого мальчика на площадке. Малыш начинает понимать различия, ему интересно изучать все вокруг.
Также он учится понимать, что он сам выбирает, как себя вести: помогать, быть терпеливым, честным, заботиться о ком-то или наоборот. С этого возраста у ребенка начинают закладываться ценности и нормы поведения.
К концу скачка вы заметите, что ребенок стал более спокойным, уверенным, начал больше играть самостоятельно и легче отпускать вас. Он осознает, что мама всегда вернется, когда уходит.
Сон
То, что ребенок привыкнет ожидать от моментов сна в этом возрасте, будет влиять на то, как он будет относиться к отдыху в будущем. В этом возрасте он проверяет границы дозволенного. И в первую очередь, в отношении сна
Поэтому сейчас важно оставаться последовательными в своих действиях и показывать ребенку, что можно и что нельзя. Пока что он сам еще не имеет об этом представления. Это задача родителей
Это задача родителей.
Какой из скачков роста переживает ваш малыш сейчас? С каким трудностями столкнулись?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 7
Почему скачки роста называют кризисами?
Такой вопрос мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по душе это слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом подобный этап не назовешь. Малыши на самом деле — настоящие консерваторы. Поэтому каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, перемена погоды, новое место) им дается нелегко. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на другой планете. Примерно так себя может чувствовать малыш во время скачка роста.
Через девять месяцев он уже попытается встать, сначала с помощью, а потом сам по себе, так как мышцы ног уже будут развиваться. Теперь он очарован самыми маленькими открытиями, которые он делает, и выведет самые разнообразные звуки, пока он даже не произнесет самое первое слово.
Общение очень важно и, хотя, казалось бы, общительное, возможно, есть моменты страха, когда не вокруг известного лица. Кроме того, первые зубы, которые будут «объявлены» обильным слюноотделом, начнутся воспаление десен, раздражительность и даже лихорадка
Чтобы облегчить боль, вы можете дать ему жидкость, основанную на ибупрофене, которая также оказывает противовоспалительное действие
Также в это время ребенок будет очень ценить холодные предметы, которые вы можете разрушить, например, холодную морковь или специальное силиконовое кольцо
Чтобы облегчить боль, вы можете дать ему жидкость, основанную на ибупрофене, которая также оказывает противовоспалительное действие. Также в это время ребенок будет очень ценить холодные предметы, которые вы можете разрушить, например, холодную морковь или специальное силиконовое кольцо.
Поэтому ребенок начинает показывать свое недовольство. Еще бы, ведь он только привык к своим ощущениям, к заведенному распорядку — и снова ничего не понятно. А еще ему очень тяжело — и физически, и психически. Каждый скачок роста несет в себе кардинальное изменение мировоззрения малыша. Тогда он начинает больше плакать, ныть, капризничать и хвататься за спасительную соломинку — за маму. Только она осталась неизменной, только она может помочь, утешить, приласкать. Именно поэтому во время кризисов ребенок постоянно просится на ручки, чем вызывает мамино негодование: «Как? Ведь он только научился сам играть/спать/ползать!». Что ж, придется потерпеть. Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста малыш совершает «откат», но лишь на время, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед — один назад.
Примерно в возрасте одного года маленький человек узнает свое имя и поймет, когда вы его назовете, или когда вы скажете ему не делать что-то. Через год ваш малыш сможет узнать вас издалека, когда он увидит вас, и сделает первые шаги в одиночку. Кроме того, пусть он исследует и не теряет терпения, когда пища является источником удовольствия для ребенка, который теперь учится есть в одиночестве. Чтобы практиковать это умение, попробуйте дать ему небольшие закуски, которые он может держать в руке, чередуясь с приготовлениями, которые включают использование ложки и не заставляют его есть, если он этого не хочет.
Да, это нелегкое время, как для ребенка, так и для родителей. Все, что нужно — немножко потерпеть. Скоро жизнь наладится! Но лишь на время…
Как помочь ребенку пережить скачки развития
Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг — новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития — новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется.
Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители — ведь они не только старше, но и мудрее.
Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно
Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?
И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот — заниматься и «читать» книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок — это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время.
Новая способность — новый мир!
После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой.
Кроме этого, приятный бонус — после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает «затишье и покой». Правда, так будет продолжаться недолго — ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень.
Личный опыт
Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей.
Ближе к году это истерики «мама не горюй», с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках…к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела.
Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении.
Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!
По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»
Физиологическое развитие детей до года
Стремительное развитие можно легко связать с календарем скачков роста у детей до года. Всего за год груднички вырастают более, чем на 20 см. Стремительно увеличивается обхват головы, по которому можно судить о том, насколько быстро растет мозг ребенка.
Физическое развитие детей первого года жизни
Возраст, мес. | Приобретенные физические навыки | Отличительные черты возраста |
---|---|---|
1 | В этом возрасте заканчивается период новорожденности, ребенок больше не концентрируется на безусловных рефлексах. Он учится поднимать голову, лежа на животе. | Ребенку открывается окружающий мир. Он осознает, что, кроме его личных потребностей, есть свет и тьма, тишина и звуки. Это новшество становится толчком к первому кризису. |
2 | Удерживать голову ребенку удается дольше, он начинает понимать, откуда исходит громкий звук, и поворачивает в его сторону голову. | Первая осознанная улыбка говорит о том, что начинает развиваться психоэмоциональное восприятие мира. |
3 | Малыши, лежа на животе, начинают пробовать приподниматься на руках, переворачиваться со спины на живот и обратно. | Любые неудачные попытки будут настоящей катастрофой для грудничка. |
4 | В этом возрасте дети учатся брать некрупные предметы и тянуть их в рот. | Возраст большим количеством нервных срывов не отличается. |
5 | Впервые ребенок пробует занять вертикальное положение, опираясь на подушки или локти. | Отмечается резкая смена настроения малыша, связанная с нежеланием лежать на спине. |
6 | Существенно снижается продолжительность сна, ребенок может сидеть с опорой. | Перестройка режимов сна и бодрствования, а также стремление постоянно сидеть не могут пройти бесследно для психики малыша. |
7 | Умение брать игрушки вносит существенное разнообразие в досуг ребенка. | Грудничок чаще спокоен, чем раздражен. |
8 | Навык вставать с опорой увлекает ребенка, и он не устает тренироваться снова и снова. | Попытки ходить приставным шагом у опоры не всегда венчаются успехом, что существенно расстраивает малыша и нередко становится причиной истерик. |
9 | Уже отчеканенный приставной шаг становится основным занятием. | Большую часть времени ребенок доволен. Он наслаждается умением вставать и передвигаться в вертикальном положении. |
10 | Наскучивший приставной шаг хочется превратить в передвижение без опоры. | Неудачные попытки порождают громкие истерики. |
11 | В этом возрасте дети тренируют прямохождение. | Обычно этот возраст не включает каких-либо кризисных моментов. |
12 |
Важно! Каждый скачок роста у грудничков календарь не может точно предсказать. Нельзя забывать о том, что все малыши индивидуальны и развиваются с некоторыми отклонениями от общепринятых сроков
Таблица скачков роста у грудничков
Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.
Таблица скачков роста у младенцев:
Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика |
1 | спокойный период | 17 | пик кризиса | 33 | спокойное время |
2 | 18 | отступающий кризис | 34 | наступающий кризис | |
3 | 19 | 35 | |||
4 | 20 | спокойная неделя | 36 | пик кризиса | |
5 | тяжелый кризис | 21 | благоприятный период для закрепления новых навыков | 37 | кризис отступает |
6 | хороший период для малыша | 22 | обычное время | 38 | развитие в обычном темпе |
7 | спокойная неделя | 23 | наступающий кризис | 39 | благоприятное время для становления малыша |
8 | пик кризиса | 24 | 40 | развитие в обычном темпе | |
9 | кризис отступает | 25 | 41 | ||
10 | благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений | 26 | пик кризиса | 42 | идущий кризис |
11 | обычное время | 27 | развитие в обычном темпе | 43 | |
12 | тяжелый кризис | 28 | 44 | кризис | |
13 | хороший период | 29 | 45 | кризис отступает | |
14 | спокойная неделя | 30 | 46 | ||
15 | наступающий кризис | 31 | хорошее время для младенца | 47 | спокойные недели |
16 | 32 | спокойная неделя | 48 |
На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.
В это время начинают появляться слезы. Малыш становится более активным. Его органы чувств совершенствуются. Это позволяет более полно познавать окружающий мир.
Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.
В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.
Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.
На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.
Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.
Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.
Он становится более активным и ловким. У него лучше получается координировать движения конечностями. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между вещами, расстояние между двумя предметами.
Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.
В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.
Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.
Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален
Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.
На время наступления скачка роста влияют такие факторы:
- приобретенные и врожденные болезни;
- крепость иммунитета;
- особенности питания;
- занятия родителей с ребенком.
Кризис ребенка в 2 года
Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.
Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.
Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.
Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.
Перед бурей
Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.
Если истерика уже началась
Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.
Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.
Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.
Почему показатель роста — это важно?
У счастливой мамы новорожденного малыша обязательно спрашивают вес и рост нового человечка. С давних пор это считается первичными показателями его здоровья: крепкий малыш не доставит особых хлопот, а вот маленький грудничок, скорее всего, будет болезненным и слабеньким.
Сегодня к этому относятся проще, ведь нормы роста весьма размыты — для новорожденного малыша, при условии, что он появился на свет в срок, нормальным считается рост 48-58 см. Если же младенец появился на свет раньше, величина его тела может быть значительно меньше данной нормы. Также бывают, хоть и реже, более крупные дети.
Стабильная прибавка в росте у грудничка свидетельствует о том, что малыш физически гармонично развивается. Но даже сверившись с таблицами роста, становится очевидно, что в разный период времени младенец имеет различную прибавку в росте.
Соответствие нормам физического развития, конечно, успокаивает родителей. Но если малыш замедлился в росте или, напротив, обгоняет показатели, не стоит расстраиваться — каждый ребенок индивидуален, и если он в возрасте полугода на несколько сантиметров ниже нормы, это еще вовсе не означает, что он всю жизнь будет низкорослым.
Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы
5 неделя — мир меняющихся ощущений
В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств. Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.
Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.
Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.
8 неделя — мир паттернов
В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».
Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе
Еще вы заметите первую улыбку ребенка.
Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.
Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.
12 неделя — мир мягких переходов
К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.
К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.
19 неделя — мир событий
В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются.
Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон.
26 неделя — мир взаимоотношений
К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать.
Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.
37 неделя — мир категорий
Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.
Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки.
В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно.
Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша
46 неделя — мир последовательностей
Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).
Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру.
Скорость набора ценных килограммов и сантиметров
Грудничок прибавляет сантиметры и граммы каждый месяц. Причем, до полугодовалого возраста каждые четыре недели рост становится больше на 2,5 см, а после 6 месяцев темп немного снижается, и он прибавляет по 1,5 см. В результате к годовалому возрасту ребенок становится на 50% больше, чем при рождении.
Возраст грудничка, месс. | Средняя норма прибавки, г | Прибавка с рождения, г | Средняя норма прибавки, см | Прибавка с рождения, см |
1 | 700 | 700 | 3-4 | 3-4 |
2 | 800 | 1500 | 3 | 6 |
3 | 850 | 2350 | 2-3 | 8-9 |
4 | 800 | 3150 | 2-3 | 10-11 |
5 | 750 | 3900 | 2-3 | 12-13 |
6 | 650 | 4550 | 2-3 | 14-15 |
7 | 600 | 5150 | 2-3 | 16-17 |
8 | 500 | 5650 | 2-3 | 18-19 |
9 | 450 | 6100 | 1-2 | 20-21 |
10 | 400 | 6500 | 1-2 | 22-23 |
11 | 350 | 6850 | 1-2 | 23-24 |
12 | 300 | 7150 | 1-2 | 25-26 |
Особенностью является и то, что рост прибавляется не медленно, а скачками, принося многочисленные изменения в эмоциональной сфере. Периоды у большинства детей совпадают и характеризуются одними и теми же изменениями.
Что касается массы тела, то она к 6 месяцам удваивается, ежемесячно прибавляется по 800 г, а к году масса утраивается, ежемесячно прибавляется по 400 г.
Норма может быть нарушена по причине каких-либо нарушений в развитии. Если грудничок физически развивается слабо, то это может свидетельствовать об анемии, рахите, заболеваниях эндокринной системы, пищеварительных органов, центральной нервной системы. Если малыш на грудном вскармливании, то нужно убедиться в том, что хватает грудного молока. Возможно, потребуется докорм смесями.
Таблица приблизительного веса и роста на протяжении всего первого года жизни.
Возраст, мес. | Рост | Вес |
1 | 57 | 4000 |
2 | 60 | 4800 |
3 | 63 | 5600 |
4 | 65 | 6400 |
5 | 67 | 7100 |
6 | 69 | 7900 |
7 | 71 | 8300 |
8 | 73 | 8800 |
9 | 74.5 | 9100 |
10 | 76 | 9700 |
11 | 77,5 | 10100 |
12 | 79 | 10500 |
Важными показателями развития детей до года являются вес, рост, объем головы и обхват грудной клетки. Все полученные данные записываются. Существует общепринятая норма показателей, с которой и сверяются полученные данные. Это помогает врачу вовремя отследить отклонения от нормы. На то, как изменяется рост и вес ребенка, влияет много факторов, которые учитывает специалист.
- Пол ребенка. Девочки набирают вес и растут медленнее, чем мальчики. Мальчики приблизительно на 1-2 см опережают девочек в росте и на 500-600 грамм – в весе.
- Учитывается вес и рост при рождении.
- Важную роль играет наследственность. Если мама и папа были рождены большими, то подобного можно ожидать и от ребенка.
- Состояние здоровья: простудные заболевания и другие инфекции, прорезывание зубов, переживания.
- Врожденные нарушения в работе внутренних органов.
- Тип вскармливания (грудное молоко или смеси). Дети на искусственном вскармливании набирают вес быстрее, чем те, которые вскармливаются грудью.
Норма среднего роста и веса, согласно полу грудничка, по месяцам будет отличаться. Таблица наглядно это показывает.
Возраст, мес. | Девочки | Мальчики | ||
Прибавка в см | Вес, г | Прибавка в см | Вес, г | |
1 | 53 | 4200 | 55 | 4500 |
2 | 57 | 5100 | 58 | 5600 |
3 | 60 | 5800 | 61 | 6400 |
4 | 62 | 6400 | 64 | 7000 |
5 | 64 | 6900 | 66 | 7500 |
6 | 66 | 7300 | 68 | 7900 |
7 | 67 | 7600 | 69 | 8300 |
8 | 69 | 7900 | 71 | 8600 |
9 | 70 | 8200 | 72 | 8900 |
10 | 72 | 8500 | 73 | 9200 |
11 | 73 | 8700 | 75 | 9400 |
12 | 74 | 8900 | 76 | 9600 |
Таблица позволяет увидеть, что мальчики физически развиваются быстрее, чем девочки.
В течение первых двенадцати месяцев ребенок может вырасти на 25 см. Такого значительного изменения цифр за такое короткое время не будет наблюдаться больше ни в один период развития.